Один из основоположников фовизма оставил замечательный отчет о моде и социальных настроениях в Париже в первой половине 20 века.
Еще в начале своей карьеры, Ван Донген представил ряд острых городских сюжетов и пошел дальше чем Матисс (с которым его сравнивали), Дерен и другие, бросая вызов социальным нормам.
Ван Донген впитал в себя все стили, которые сошлись в Париже в начале 1900-х годов, и сделал из них что-то новое. Его подход к женскому телу как к чувственной поверхности, лишенной психической глубины, дал более поздним художникам, включая Виллема де Кунинга, Тома Вессельмана и Ива Кляйна, разрешение рассматривать женское тело как метафору нарисованного холста. Кроме того, путь Ван Донгена как портретиста предвосхищает взаимодействие между искусством и коммерцией, которое станет центральным в искусстве после 1950-х годов. Не вызывает сомнений то, что без него современное искусство было бы другим. Его творчество находится прямо на пересечении фовизма и экспрессионизма, и как художник он шел на риск, указывающий путь в будущее.
Городская женщина оставалась его центральной темой на протяжении почти семидесятилетней карьеры и включала таких знаменитостей, как Жозефина Бейкер (1926) и Бриджит Бардо (1958). Всегда непостижимая, чрезмерно накрашенная женщина-кошка с раскрасневшимися щеками, красными губами и преувеличенно потемневшими глазами является высшей параллелью живописи, которую сам Ван Донген называл «самой совершенной из лжи».
Карьера художника началась с сотрудничества с газетами и журналами. Сначала Кес Ван Донген работал в солодовне своего отца и учился в роттердамской Академии (1895). Он делал рисунки для газет «Groene» и «Rotterdamsche Nieuwsbiad» (1896). Его иллюстрации со сценами в порту и проститутки вызвали настоящий скандал. В живописи он обращается к аналогичным сюжетам, но формы упрощаются. 4 июля 1897 Ван Донген приезжает в Париж, где создает акварели для многочисленных газет: «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais».
Летом 1901 года Ван Донген был представлен Феликсу Фенеону, издателю «L'Assiette au beurre» и главному редактору «La Revue Blanche». Ван Донген должен был создать для этих журналов поразительную серию рисунков, которые упрочили его репутацию и окончательно положили начало его карьере. В отличие от «La Revue Blanche», которая содержала два или три рисунка в виде виньетки, «L'Assiette au beurre» была единственной газетой своего времени, которая выпускала номера, иллюстрированные только одним художником, и печатала рисунки на всю страницу. Ван Донгену было поручено проиллюстрировать тридцатое издание газеты, вышедшее 26 октября 1901 года под названием «Petite histoire pour petits et grands nenfants» («Рассказ для детей младшего и старшего возраста»). Хотя чаще всего подготовительные рисунки для гравюр хранились у редактора и не сохранялись, в этом исключительном случае они были возвращены художнику и впоследствии проданы с аукциона в отеле Rameau в Версале.
Именно редактор Фенеон рекомендовал легендарному маршану Амбруаз Волару сделать первую выставку Кес Ван Донгена. Вот так, благодаря работе с газетами и журналами художник начал свой путь к успеху.