Посты

ПЕТРОВ-ВОДКИН И ЖУРНАЛ МОД?

2024-12-05 14:06
Еще одна находка для моего проекта-исследования "Русский след в западном глянце".
Это обложка журнала Die Dame, январь 1925 года. А на ней работа - Кузьмы Петрова-Водкина!
Но как на обложке немецкого модного журнала оказалась работа русского символиста?
Все вы точно знаете самую известную работу художника - "Купание красного коня" 1912 года, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.
Красный конь становился ключевым объектом композиции еще в нескольких работах Петрова-Водкина. Например, для картины "Фантазия" 1925 года (находится в Русском музее) и для графики отрывного календаря 1923 года.
С лета 1924 по лето 1925 года художник был в командировке в Париже и принимал заказы на свои работы.
Вот, что пишет сам Кузьма Петров-Водкин об этом периоде и о своей работе для обложки Die Dame своему другу и ученику Гуго Яковлевичу Скулме 3 декабря 1924 года :
Дорогой Гуго Яковлевич!

Виноват перед Вами много: давно не писал Вам (…). Не отвечал я от парижской жизни, да еще на два фронта: М.Ф. и Лена живут в Версале, а я в Париже – работа и езда туда и обратно ни минуты не дают для того, чтобы присесть за письмом. Сейчас уложил дочку и вот пишу. Больших вопросов касаться не буду, очень будет длинно.

С генералами от живописи не встречался еще лично, но работы, имеющиеся в Париже, кажется, все знаю. Два раза был и в Salon d, Automne. Также встречался с профессурой академической. Уйма впечатлений, а главное, самому хочется работать. Не повезло мне с мастерской. Живу в гостинице и работаю при неимоверно плохих условиях. Но работаю много. Долго писал с натуры Собор Париж. Богоматери – кончил. Рисую в альбом тушью парижское, пишу натюрморт и небольших размеров «большую вещь» (вероятно, картину «Утро. В детской» - Е.С.). Материально очень трудно (…). Продал издательству серию рисунков (право печатать) из России. Выйдет альбом с латинским текстом. (…) Сделал обложку в Берлин для «Die Dame» - пишут: очень довольны и заплатили щедро.

Вот на это пока и скрипим с семьей понемножку...
То, что работа была выполнена в зарубежной поездке - подтверждает и подпись латиницей KPV. В России он подписывался КПВ.

Исходник был отправлен в редакцию и маловероятно, что он сохранился. Есть только сама обложка, которая и считается оригиналом.
Благодарю за помощь в подготовке материала эксперта из Хвалынский музей К.С. Петрова-Водкина Елену Анашкину.